§ 31.
Техническое состояние транспортных средств и их оснащение

Цитировать
31.1.
Техническое состояние транспортных средств и их оборудование должны отвечать требованиям стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-производителей и другой нормативно-технической документации.
Цитировать
31.2.
Запрещается эксплуатация троллейбусов и трамваев при наличии любой неисправности, указанной в правилах технической эксплуатации этих транспортных средств.
Цитировать
31.3.
Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству:
  • а) в случае их изготовления или переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения;
  • б) если они не прошли обязательный технический контроль (для транспортных средств, подлежащих такому контролю);
  • в) если номерные знаки не отвечают требованиям соответствующих стандартов;
  • г) в случае оборудования без разрешения Госавтоинспекции специальными звуковыми и световыми сигналами.
Цитировать
31.4.1.
Тормозные системы:
  • а) изменена конструкция тормозных систем, применена тормозная жидкость, узлы или отдельные детали, не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не отвечающие требованиям предприятия-изготовителя;
  • б) во время дорожных испытаний рабочей тормозной системы превышаются следующие значения тормозного пути:
    Тип транспортного средства Тормозной путь, м,
    не более чем
    Легковые автомобили и их модификации для перевозки грузов 14,7 м
    Автобусы 18,3 м
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 12 т включительно 18,3 м
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т 19,5 м
    Автопоезда, тягачами которых являются легковые автомобили и их модификации для перевозки груза 16,6 м
    Автопоезда, тягачами которых являются грузовые автомобили 19,5 м
    Двухколесные мотоциклы и мопеды 7,5 м
    Мотоциклы с прицепом 8,2 м
    Нормативное значение тормозного пути для транспортных средств выпуска до 1988 года допускается превышать не более чем на 10% значения, приведенного в таблице.

    Примечания

    1. Испытание рабочей тормозной системы проводится на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием при скорости транспортного средства в начале торможения: 40 км/ч — для автомобилей, автобусов и автопоездов; 30 км/ч — для мотоциклов, мопедов за методом одноразового воздействия на органы управления тормозной системой.
      Результаты испытания считаются неудовлетворительными, если во время торможения транспортное средство разворачивается на угол более 8 градусов или занимает полосу движения более 3,5 м.
    2. Тормозной путь измеряется с момента нажатия на тормозную педаль (рукоятку) до полной остановки транспортного средства.
Цитировать
31.4.2.
Рулевое управление:
  • а) суммарный люфт в рулевом управлении превышает такие предельные значения:
    Тип транспортного средства Предельное значение
    суммарного люфта
    Легковые автомобили и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т 10°
    Автобусы с разрешенной максимальной массой до 5 т 10°
    Автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 т 20°
    Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т 20°
    Автомобили и автобусы, снятые с производства 25°
  • б) есть не предусмотренные конструкцией ощутимые взаимные смещения деталей и узлов рулевого управления или перемещение их относительно кузова (шасси, кабины, рамы) транспортного средства; нарезные соединения не затянуты или надежно не зафиксированы;
  • в) неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (на мотоциклах);
  • г) в рулевом управлении установлены детали со следами остаточной деформации и другими дефектами, а также применены детали и рабочие жидкости, которые не предусмотрены для данной модели транспортного средства или не отвечают требованиям предприятия-изготовителя.
Цитировать
31.4.3.
Внешние световые приборы:
  • а) количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов не отвечают требованиям конструкции транспортного средства;
  • б) нарушено регулирование фар;
  • в) не горит лампа левой фары в режиме ближнего света;
  • г) на световых приборах нет рассеивателей или используются рассеиватели и лампы, которые не отвечают типу данного светового прибора;
  • гг) на рассеивателях световых приборов нанесены тонирование или покрытие, которое уменьшает их прозрачность или светопропускание.

Примечания

  1. Мотоциклы (мопеды) могут быть дополнительно оборудованы одной противотуманной фарой, другие механические транспортные средства — двумя. Противотуманные фары должны размещаться на высоте не менее 250 мм от поверхности дороги (но не выше фар ближнего света) симметрично продольной оси транспортного средства и не далее 400 мм от внешнего габарита по ширине.
  2. Разрешается устанавливать на транспортных средствах один или два задних противотуманных фонаря красного цвета на высоте 400–1200 мм и не ближе100 мм к фонарям сигнала торможения.
  3. Включение противотуманных фар, задних противотуманных фонарей должно осуществляться одновременно с включением габаритных огней и освещением номерного знака (ближним или дальним светом фар).
  4. На легковом автомобиле и автобусе разрешается устанавливать один или два дополнительных немигающих сигнала торможения красного цвета на высоте 1150–1400 мм от поверхности дороги.
Цитировать
31.4.
Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству при наличии следующих технических неисправностей и несоответствии следующим условиям:
Цитировать
31.4.4.
Стеклоочистители и стеклоомыватели лобового стекла:
  • а) не работают стеклоочистители;
  • б) не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Цитировать
31.4.5.
Колеса и шины:
  • а) шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм; Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей;
  • б) шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы и т.п.), оголяющие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • в) шины по размеру или допустимой нагрузке не отвечают модели транспортного средства;
  • г) на одну ось транспортного средства установлены диагональные шины вместе с радиальными, шипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, шины разных размеров или конструкций, а также шины разных моделей с разными рисунками протектора для легковых автомобилей, разными типами рисунков протектора — для грузовых автомобилей;
  • гг) на переднюю ось транспортного средства установлены радиальные шины, а на другую (другие) — диагональные;
  • д) на передней оси автобуса, выполняющего междугородные перевозки, установлены шины с восстановленным протектором, а на других осях — шины, восстановленные по второму классу ремонта;
  • е) на передней оси легковых автомобилей и автобусов (кроме автобусов, которые выполняют междугородные перевозки) установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта;
  • ее) отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.
Цитировать
31.4.6.
Двигатель:
  • а) содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность превышают установленные стандартами нормы;
  • б) негерметичная топливная система;
  • в) неисправная система выпуска отработанных газов.
Цитировать
31.4.7.
Прочие элементы конструкции:
  • а) нет предусмотренных конструкцией транспортного средства стекол, зеркал заднего вида;
  • б) не работает звуковой сигнал;
  • в) установлены на стекло дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзор с места водителя, и ухудшают его прозрачность.

Примечание

На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут быть прикреплены прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых отвечает требованиям ГОСТ 5727–88. Разрешается применять занавески на боковых окнах автобусов.
Цитировать
31.5.
В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4 настоящих Правил, водитель должен принять меры к их устранению, а если это сделать невозможно — двигаться как можно более коротким путем до места стоянки или ремонта, соблюдая меры предосторожности с выполнением требований пунктов 9.9 и 9.11 настоящих Правил.
В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4.7 («ии»; «д» — в составе автопоезда) дальнейшее движение запрещено до их устранения. Водитель неисправного транспортного средства должен принять меры для того, чтобы убрать его за пределы проезжей части дороги.
Цитировать
31.6.
Запрещается дальнейшее движение транспортных средств, у которых:
  • а) рабочая тормозная система или рулевое управление не дают возможности водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр во время движения с минимальной скоростью;
  • б) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных фонарей;
  • в) во время дождя или снегопада не работает стеклоочиститель со стороны расположения руля;
  • г) испорчено тягово-сцепное устройство автопоезда.
Цитировать
31.7.
Запрещается эксплуатация транспортного средства путем доставки его на специальную площадку или стоянку Госавтоинспекции в случаях, предусмотренных законодательством.
Войти